В настоящее время спортивные танцы являются массовым видом спорта. За последние несколько лет, этот зрелищный, красочно оформленный вид состязаний получил значительное развитие. Спортивные танцы несут в себе большой творческий заряд, серьезную художественную составляющую. Активное развитие как зрелищной, так и технической сфер этого вида спорта значительно усложняет проблему судейства соревнований, учитывая его субъективный характер.
В видах спорта с субъективным судейством важное место занимает разработка методических подходов, определенных единиц измерения, позволяющих в той, или иной степени количественно (а не только качественно - по зрелищному эффекту) оценить степень исполнительского мастерства спортсмена. В спортивных танцах в качестве одного из таких подходов выступает разделение фигур и элементов танцев на группы сложности.
Hеобходимость такого распределения, кроме определенной регламентации судейской оценки, вызвана также и тем, что начинающие спортсмены чаще всего просто неспособны исполнять наиболее сложные фигуры и вариации танцев.
Деление фигур по группам максимально приближено к разрядной сетке вида спорта и позволяет для массовых разрядов (3-ий, 2-ой, юношеские) на достаточно ограниченном материале оценивать степень технической грамотности и исполнительского мастерства cпортсмена. Выделение простых фигур и вариаций в отдельные группы предполагает базовую начальную подготовку спортсмена, позволяет отследить четкость исполнения ритма танцев, техническую чистоту исполнения.
Предлагаемая классификация существенно отличается от подобных классификаций для школ социального (массового) бального танца, имеющихся в распоряжении преподавателей на территории России и CHГ. Разделение фигур и вариаций по группам сложности основано на методических принципах подготовки спортсмена в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах спортивных школ в системе физического воспитания. Классификация направлена на поэтапное (no принципу "от простого к сложному"), но всестороннее обучение и развитие спортсмена. Деление на группы в классификации охватывает практически весь арсенал фигур, имеющихся в печатных изданиях, и проведено с учетом развития аналогичных работ в других видах спорта.
В цели авторов классификации не входило детальное описание исполнения фигур, что является одной из составляющих техники спортивных танцев, ее "каркасом". Однако, деление фигур по группам сложносги проводилось с учетом и на основе технических аспектов исполнения конкретных фигур и вариаций. Определяющими для включения фигуры в ту или иную группу сложности являлись следующие технические критерии:
- позиции корпусов партнеров в паре при исполнении фигур танца,
- ритм исполнения фигуры и возможности его изменения, интерпретации,
- характер движений (технических действий) партнеров при исполнении фигур и вариаций,
- линейный рисунок, наличие поворотов и вращений при исполнении фигур.
Перечисленные в группах сложности классификации фигуры рекомендуется исполнять:
"Хобби-класс" - на турнирах начинающих танцоров,
"Е-класс" - на турнирах среди танцоров 3-го юношеского разряда,
"D-класс" - 2-го юношеского, 3-го разряда,
"С-класс" - 1-го юношеского, 2-го разряда,
"В-класс"" - 1-го разряда.
Фигуры группы сложности "Хобби-класс" при подготовке спортсменов рекомендуется изучать в группах начального обучения спортивных школ, фигуры групп "Е-","D-","С-","В-класс" - в соответствующих учебно-тренировочных группах.
Спортивно-техническая классификация предназначена для студентов институтов физкультуры (специализация спортивные танцы), тренеров по спортивным танцам и спортсменов-танцоров.
Принятые сокращения
· -1-,-2-,-3-,-и-,-23-,-123- - счет, на который исполняется один из шагов (одно из движений) фигуры или вариации;
· -М-, -Б- - Медленный или Быстрый счет (ритм) исполнения;
· ЗП - закрытая позиция;
· ОП - открытая позиция;
· ПП ("РР" - англ.) - променадная позиция;
· поз, в 2П - позиция в два плана;
· ПH ("RF" - англ.) - правая нога;
· ЛH ("LF" - англ.) - левая нога;
· п-р - партнер;
· п-ша - партнерша.
Общие положения
1. Программа сложности "Хобби-класс" может включать в себя из стандартных спортивных танцев медленный вальс, танго, квикстеп; а также другие танцы для общего развития.
1.1. Разрешено:
- исполнять фигуры раздела "Хобби-класс";
- соединять фигуры данного раздела частями.
1.2. Запрещено:
- изменять предлагаемый ритм фигур;
- переносить фигуры из танца в танец;
- партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;
- исполнять позиции променада в медленном вальсе и квикстепе, а также контр-позиции во всех танцах.
2. Программа сложности "Е-класс" включает в себя медленный вальс, танго, квикстеп.
2.1. Разрешено:
- исполнять фигуры разделов "Хобби-класс" и "Е-класс";
- соединять фигуры данных разделов частями.
2.2. Запрещено:
- изменять предлагаемый ритм фигур;
- переносить фигуры из танца в танец;
- партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;
- исполнять позиции променада в квикстепе, а также контр-позиции во всех танцах.
3. Программа сложности "D-класс" включает в себя медленный вальс, танго, квикстеп, слоуфокс.
3.1. Разрешено:
- исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс" и "D-класс";
- соединять фигуры данных разделов частями.
3.2. Запрещено:
- изменять предлагаемый ритм фигур;
- переносить фигуры из танца в танец;
- партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;
- исполнять контр-позиции.
4. Программа сложности "С-класс" включает в себя медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп, слоуфокс.
4.1. Разрешено;
- исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс", "D-класс" и "С-класс";
- соединять фигуры данных разделов частями;
- использовать усложненные ритмы фигур.
4,2. Запрещено:
- переносить фигуры из танца в танец;
- партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;
- исполнять контр-променадную позицию.
4.3. Тридцать процентов композиции по программе сложности "С-класс" должны составлять фигуры из разделов "Хобби-класс", "Е-класс" и "D-класс".
5. Программа сложности "В-класс" включает в себя медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп, слоуфокс.
5.1. Разрешено:
- исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс", "D-класс", "С-класс" и "В-класс";
- соединять фигуры частями;
- использовать усложненные ритмы;
- переносить фигуры из танца в танец.
5.2. Тридцать процентов композиции по программе сложности "В-класс" должны составлять фигуры из разделов "Хобби-класс", "Е-класс","D-класс" и "С-класс".
6. Для всех программ сложности разрешается использовать чековый шаг вперед, назад ( "Check" - приостанавливать).