на главную

          ЕВРОПЕЙСКИЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

    В настоящее время спортивные танцы являются массовым видом спорта. За последние несколько лет, этот зрелищный, красочно оформленный вид состязаний получил значительное развитие. Спортивные танцы несут в себе большой творческий заряд, серьезную художественную составляющую. Активное развитие как зрелищной, так и технической сфер этого вида спорта значительно усложняет проблему судейства соревнований, учитывая его субъективный характер.

    В видах спорта с субъективным судейством важное место занимает разработка методических подходов, определенных единиц измерения, позволяющих в той, или иной степени количественно (а не только качественно - по зрелищному эффекту) оценить степень исполнительского мастерства спортсмена. В спортивных танцах в качестве одного из таких подходов выступает разделение фигур и элементов танцев на группы сложности.

    Hеобходимость такого распределения, кроме определенной регламентации судейской оценки, вызвана также и тем, что начинающие спортсмены чаще всего просто неспособны исполнять наиболее сложные фигуры и вариации танцев.

    Деление фигур по группам максимально приближено к разрядной сетке вида спорта и позволяет для массовых разрядов (3-ий, 2-ой, юношеские) на достаточно ограниченном материале оценивать степень технической грамотности и исполнительского мастерства cпортсмена. Выделение простых фигур и вариаций в отдельные группы предполагает базовую начальную подготовку спортсмена, позволяет отследить четкость исполнения ритма танцев, техническую чистоту исполнения.

    Предлагаемая классификация существенно отличается от подобных классификаций для школ социального (массового) бального танца, имеющихся в распоряжении преподавателей на территории России и CHГ. Разделение фигур и вариаций по группам сложности основано на методических принципах подготовки спортсмена в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах спортивных школ в системе физического воспитания. Классификация направлена на поэтапное (no принципу "от простого к сложному"), но всестороннее обучение и развитие спортсмена. Деление на группы в классификации охватывает практически весь арсенал фигур, имеющихся в печатных изданиях, и проведено с учетом развития аналогичных работ в других видах спорта.

    В цели авторов классификации не входило детальное описание исполнения фигур, что является одной из составляющих техники спортивных танцев, ее "каркасом". Однако, деление фигур по группам сложносги проводилось с учетом и на основе технических аспектов исполнения конкретных фигур и вариаций. Определяющими для включения фигуры в ту или иную группу сложности являлись следующие технические критерии:

    - позиции корпусов партнеров в паре при исполнении фигур танца,

    - ритм исполнения фигуры и возможности его изменения, интерпретации,

    - характер движений (технических действий) партнеров при исполнении фигур и вариаций,

    - линейный рисунок, наличие поворотов и вращений при исполнении фигур.

    Перечисленные в группах сложности классификации фигуры рекомендуется исполнять:

    "Хобби-класс" - на турнирах начинающих танцоров,

    "Е-класс" - на турнирах среди танцоров 3-го юношеского разряда,

    "D-класс" - 2-го юношеского, 3-го разряда,

    "С-класс" - 1-го юношеского, 2-го разряда,

    "В-класс"" - 1-го разряда.

    Фигуры группы сложности "Хобби-класс" при подготовке спортсменов рекомендуется изучать в группах начального обучения спортивных школ, фигуры групп "Е-","D-","С-","В-класс" - в соответствующих учебно-тренировочных группах.

    Спортивно-техническая классификация предназначена для студентов институтов физкультуры (специализация спортивные танцы), тренеров по спортивным танцам и спортсменов-танцоров.

    Принятые сокращения

    · -1-,-2-,-3-,-и-,-23-,-123- - счет, на который исполняется один из шагов (одно из движений) фигуры или вариации;

    · -М-, -Б- - Медленный или Быстрый счет (ритм) исполнения;
    · ЗП - закрытая позиция;
    · ОП - открытая позиция;
    · ПП ("РР" - англ.) - променадная позиция;
    · поз, в 2П - позиция в два плана;
    · ПH ("RF" - англ.) - правая нога;
    · ЛH ("LF" - англ.) - левая нога;
    · п-р - партнер;
    · п-ша - партнерша.

    Общие положения

    1. Программа сложности "Хобби-класс" может включать в себя из стандартных спортивных танцев медленный вальс, танго, квикстеп; а также другие танцы для общего развития.

    1.1. Разрешено:

    - исполнять фигуры раздела "Хобби-класс";

    - соединять фигуры данного раздела частями.

    1.2. Запрещено:

    - изменять предлагаемый ритм фигур;

    - переносить фигуры из танца в танец;

    - партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;

    - исполнять позиции променада в медленном вальсе и квикстепе, а также контр-позиции во всех танцах.

    2. Программа сложности "Е-класс" включает в себя медленный вальс, танго, квикстеп.

    2.1. Разрешено:

    - исполнять фигуры разделов "Хобби-класс" и "Е-класс";

    - соединять фигуры данных разделов частями.

    2.2. Запрещено:

    - изменять предлагаемый ритм фигур;

    - переносить фигуры из танца в танец;

    - партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;

    - исполнять позиции променада в квикстепе, а также контр-позиции во всех танцах.

    3. Программа сложности "D-класс" включает в себя медленный вальс, танго, квикстеп, слоуфокс.

    3.1. Разрешено:

    - исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс" и "D-класс";

    - соединять фигуры данных разделов частями.

    3.2. Запрещено:

    - изменять предлагаемый ритм фигур;

    - переносить фигуры из танца в танец;

    - партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;

    - исполнять контр-позиции.

    4. Программа сложности "С-класс" включает в себя медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп, слоуфокс.

    4.1. Разрешено;

    - исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс", "D-класс" и "С-класс";

    - соединять фигуры данных разделов частями;

    - использовать усложненные ритмы фигур.

    4,2. Запрещено:

    - переносить фигуры из танца в танец;

    - партнеру исполнять партию партнерши и наоборот;

    - исполнять контр-променадную позицию.

    4.3. Тридцать процентов композиции по программе сложности "С-класс" должны составлять фигуры из разделов "Хобби-класс", "Е-класс" и "D-класс".

    5. Программа сложности "В-класс" включает в себя медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп, слоуфокс.

    5.1. Разрешено:

    - исполнять фигуры разделов "Хобби-класс", "Е-класс", "D-класс", "С-класс" и "В-класс";

    - соединять фигуры частями;

    - использовать усложненные ритмы;

    - переносить фигуры из танца в танец.

    5.2. Тридцать процентов композиции по программе сложности "В-класс" должны составлять фигуры из разделов "Хобби-класс", "Е-класс","D-класс" и "С-класс".

    6. Для всех программ сложности разрешается использовать чековый шаг вперед, назад ( "Check" - приостанавливать).


Литература

    1. Алекс Мур. "Пересмотренная техника бальных танцев", (Alex Мооге "The Revised Technique of Ballroom Dancing").

    2. Алекс Мур. "Пересмотренная техника европейских танцев", перевод с английского и редакция Ю.Пина.

    3. Алекс Мур. "Популярные вариации", (Alex Мооге "Popular Variations" )

    4. К. Р. Виллис. "Ведущие фигуры для соревнований", (C. R. Willis "Leading Competition Figures").

    5. "Спортивно-танцевальная классификация фигур и вариаций в стандартных танцах" издания Российской государственной академии физической культуры.


    balnyje_tancy.djvu- Бальные танцы. АЛЕКС МУР