на главную

          ШАГИ, ПОЗИЦИИ РУК И НОГ
    Бытовой шаг
    обычный шаг, которым мы ходим, ставя ногу с каблука на носок.
    Легкий шаг
    нога ставится с носка на каблук.
    Поза croise
    Корпус повернут налево, ноги в III позиции, правая нога впереди. Правое плечо повернуто несколько вперед. Голова повернута к правому плечу.
    Поза efface
    Корпус повернут направо (точка 2). Ноги в III позиции, правая нога впереди. Левое плечо повернуто несколько вперед. Голова повернута к левому плечу.

    Позиции рук
    В XIX веке те же позиции, что и в классике.
    Подготовительная позиция: обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так, чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала под мышкой. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую откургую линию всей руки до плеча.
    Первая позиция: руки из подготовительной позиции подняты впереди корпуса до уровня диафрагмы, плечи опущены вниз.
    Вторая позиция: руки отведены в стороны, чуть-чуть округло согнуты в локте. Нижняя часть руки, от локтя до кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть тоже надо поддерживать, чтобы и она участвовала в движении.
    Третья позиция: руки из первой позиции подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы.

    Позиции ног
    Позиции те же, что и в классическом танце, но менее выворотные.
    Чаще применяется III позиция. II и IV в большинстве случаев применяются как проходящие позиции. В реверансах IV позиция сохраняется точно.

    Приседание (plie)
    В историко-бытовом танце приседание, свойственное классическому танцу, не употребляется, но часто встречается полуприседание (demi-plie).
    Полуприседание способствует выработке мягкости, грации и плавности.

    Battement tendu в сторону
    Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.
    1-й такт. На "раз" левая нога легко скользит носком в сторону, тяжесть корпуса на правой ноге.
    На "два" левая нога ставится вперед к правой ноге в III позицию.
    2-й такт. На "раз" правая повторяет движение в сторону. На "два" ставится впереди левой в III позицию.

    Скользящий шаг (pas glisse)
    Исходное положение: I позиция.
    Затакт - подняться на полупальцы.
    На "раз", не отрывая носка от пола, выдвинуть правую ногу скользяще вперед в IV позицию и перевести на нее тяжесть корпуса. Колено слегка согнуто.
    На "и" левую ногу подтянуть к правой в I позицию, тяжесть корпуса на обеих ногах.
    На "два", не отрывая носка от пола, движение повторяет левая нога.
    На "и" подтянуть правую ногу к левой в I позицию.

    Повышенный шаг (pas eleve)
    Это движение надо делать легко и плавно. Оно служит связующим движением при переходе от одного движения к другому в chasse и в целом ряде танцев, как менуэт, гавот и контрданс. В повышенном шаге особенно важно умение владеть подъемом.
    Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.
    Затакт - левая нога делает небольшой круг, не отрывая носка от пола, одновременно правая поднимается на полупальцы.
    На "раз" левая нога ставится вперед в III позицию, обе ступни плавно опускаются на пол.
    На "и" правая нога повторяет затактовое движение.
    На "два" правая нога ставится вперед в III позицию, обе ступни плавно опускаются на пол.

    Pas degage
    Pas degage - подготовительное или связующее движение. Дегажировать - значит перенести тяжесть корпуса с одной ноги на другую, перейти в другую позицию.
    Для pas degage исходным положением. могут быть I, III, IV позиции.
    Пример: ноги стоят в III позиции, правая нога впереди.
    Затакт - plie. Шаг правой ногой в IV позицию вперед - это и есть дегажирование тяжести корпуса на правую ногу.

    Pas chasse
    Chasse - основное движение ряда бальных танцев, его нужно изучать особенно тщательно. Chasse - это два глиссирующих шага с одной ноги. Но здесь очень важно научить исполнителя умению плавно переносить тяжесть корпуса. Корпус передается на ту ногу, которая делает скользящее движение, безразлично, вперед или назад, другая нога остается в IV позиции.
    Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.
    Затакт - подняться на полупальцы.
    На "раз" скользяще выдвинуть правую ногу, не отрывая носка от пола, вперед в IV позицию, перенести на нее тяжесть корпуса; стопа опускается на пол, колено слегка согнуто (при передаче корпуса не допускать толчка коленом).
    Левая нога остается вытянутой на носке сзади в IV позиции. Пятка повернута к полу.
    На "и" левая нога подтягивается к правой в III позицию назад. Ноги встают на полупальцы. На "два" правая нога делает второе движение glisse.
    На "и" левая нога делает скользящее движение через I позицию. Ноги встают на полупальцы и продолжают повторять движение, описанное выше, с правой ноги. По тем же правилам делается chasse назад.

    Формы chasse

    Первая форма А
    Одно chasse и два pas eleve вперед, одно chasse и два pas eleve назад.
    Движение рассчитано на восемь тактов.
    Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
    Затакт - полупальцы.,
    1-й такт. Одно chasse с правой ноги (левая нога остается сзади в IV позиции).
    2-й такт. Два pas eleve левой и правой ногой.
    3-й такт. Одно chasse левой ногой назад.
    4-й такт. Два pas eleve правой и левой ногой.
    5-8 такты. Полное повторение первого - четвертого тактов на efface.

    Вторая форма А
    Одно chasse вперед и поворот вправо.
    Движение рассчитано на четыре такта.
    Затакт - полупальцы.
    1-й такт. На "раз" и "два" chasse с правой ноги.
    2-й такт. На "три" шаг левой ногой вперед, нога ставится на носок, подъем вытянут, поворот вправо.
    На "и" пятка левой ноги опускается на пол.
    На "четыре" правая нога, оставаясь в IV позиции, носком на полу, подтягивается к левой в III позицию вперед.
    3-4 такты. Движения повторяются. Исполнители возвращаются на свои места.

    Вторая форма Б
    Одно chasse вперед и поворот влево.
    Движение занимает четыре такта.
    Затакт - полупальцы.
    1-й такт. На "раз" и "два" chasse с правой ноги.
    2-й такт. На "три" шаг левой ногой назад по I позиции, нога ставится с носка, мягко опуская пятку.
    На "четыре" правая нога, оставаясь в IV позиции впереди, подтягивается к левой в III позицию.
    3-o4 такты. Повторение движения и возвращение на свое место.

    Третья форма А
    Движение занимает восемь тактов.
    Три chasse и поворот вправо.
    Затакт - полупальцы.
    1-й такт. Chasse правой ногой
    2-й такт. Chasse левой ногой.
    3-й такт. Chasse правой ногой.
    З-й такт, Шаг левой ногой, вперед и поворот вправо, правая нога подтягивается к левой в III позицию.
    5-8 такты. Движения повторяются. Исполнители возвращаются на свои, места.

    Третья форма Б
    Три chasse и поворот влево.
    Движение занимает восемь тактов.
    Затакт - полупальцы.
    1-3 такты. Три chasse, начиная с правой ноги.
    4-й такт. Поворот влево (см. описание второй формы Б).
    5-8 такты. Движение повторяется. Исполнители возвращаются на свои места.

    Четвертая форма А
    Движение занимает четыре такта.
    Три chasse по кругу с поворотом вправо.
    Затакт - полупальцы, правое плечо выносится вперед.
    1-й такт. Chasse правой ногой на croise. Голова повернута к правому плечу.
    2-й такт. Chasse левой ногой. Голова наклонена к левой ноге.
    3-й такт. Chasse правой ногой. Голова наклонена к правой ноге.
    4-й такт. Шаг левой ногой вперед (первая четверть), тяжесть корпуса переносится на левую ногу, правая нога подтягивается к левой в III позицию (вторая четверть).

    Четвертая форма Б
    Движение занимает четыре такта. Три chasse по кругу с поворотом влево.
    Затакт - полупальцы. Левое плечо выносится вперед, голова повернута к левому плечу и слегка наклонена вперед.
    1-й такт. Chasse правой ногой на efface.
    2-й такт. Chasse левой ногой, голова наклонена к левой ноге и слегка опущена вниз.
    3-й такт. Chasse правой ногой, голова повернута к правой ноге. Поворот на правой ноге.
    4-й такт. Левая нога делает шаг назад через I позицию, принимая тяжесть корпуса, правая остается в IV позиции впереди (первая четверть), правая подтягивается в III позицию (вторая четверть).

    Double-chasse
    Движение занимает четыре такта.
    В него входят одно chasse вперед на efface и два pas eleve, за которым сейчас же должно следовать одно chasse и два pas eleve на croise. Это зигзагообразное движение часто встречается при исполнении французской кадрили.
    Затакт - полупальцы, корпус поворачивается на efface.
    1-2 такты. Начиная с правой ноги, одно chaspe вперед и два pas eleve, начиная с левой ноги.
    Затакт - полупальцы, корпус поворачивается на croise.
    3-4 такты. Начинаем с правой ноги, одно chasse вперед на croisе и два pas eleve. Начиная с левой ноги.

    Jete (жете)
    И.П.: позиция, правая нога впереди
    "и" - выпрыгнули на правой ноге с выведением левой во II позицию на воздух, носочки и колени максимально вытянуты.
    "раз" - приземлились на левую ногу, правая нога на кудепье позади левой, носочек смотрит в пол, колено согнуто и направлено в сторону.
    То же с другой ноги.

    Assamble (ассамбле)
    То же, что и jete, но в конце приземляемся в III позицию.

    Balance (боковое)
    Темп вальса. Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
    Затакт - правая нога с вытянутым подъемом идет в сторону во II позицию.
    На "раз" правая нога опускается на пол на Plie. Одновременно левая нога подтягивается к щиколотке правой ноги в III позицию сзади, колено постепенно сгибается (движение несколько растянутое).
    На "два" левая нога встает на низкие полупальцы, правая нога отделяется от пола. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.
    На "три" правая нога, слегка сгибаясь, опускается на пол, принимая на себя тяжесть корпуса. Левая нога отделяется от пола, чтобы начать движение влево.
    Balance исполняется плавно. Вначале движение разучивается в линиях на месте. Голова на "раз" плавно поворачивается в сторону шагающей ноги.

    Па полонеза
    Исходное положение: I позиция.
    1-й такт. На "раз" шаг правой ногой на полупальцы.
    На "два" шаг левой ногой на полупальцы.
    На "три" шаг правой ногой на всю стопу, одновременно левая нога проходит вперед по I позиции, чтобы начать па полонеза.

    Па польки (вперед и назад)
    Движение занимает два такта
    Исходное положение III позиция, правая нога впереди
    Затакт - подскок на левой ноге, правая нога вытянута вперед в IV позицию, носок не касается пола.
    1-й такт. На "раз" правая нога, делая небольшой шаг вперед, ставится на полупальцы.
    На "и" левая нога подставляется к правой.
    На "два" правая нога, делая небольшой шаг вперед, ставится на полупальцы, одновременно левая нога подносится к правой, прикасаясь пяткой к щиколотке (колено левой ноги слегка согнуто и отведено вбок).
    На "и" подскок на правой ноге.
    2-й такт. На "раз" левая нога делает небольшой шаг назад в IV позицию.
    На "и" правая нога подставляется к левой ноге.
    На "два" левая нога делает небольшой шаг назад в IV позицию.
    На "и" правая нога подставляется к левой ноге.
    Движение выполняется на низких полупальцах, не касаясь пятками пола.
    В той же последовательности исполнять движение с левой ноги.

    Па польки (боковое)
    Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.
    Затакт - небольшой подскок на левой ноге.
    1-й такт. На "раз" правая нога делает небольшой шаг во II позицию на полупальцы.
    На "и" левая йога подносится к правой назад в III позицию.
    На "два" правая опять делает шаг во II позицию, левая нога подтягивается к правой назад.
    На "и", подскок на правой ноге, одновременно левая переносится вперед в III позицию, чтобы начать движение влево.
    У исполнителей, начинающих боковое па польки с правой ноги голова повернута к левому плечу, у начинающих с левой ноги - к правому плечу.

    Па польки по кругу в правую сторону (для дам)
    Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.
    Дамы стоят лицом к середине круга.
    Затакт - прыжок на левой ноге, одновременно правая вытягивается во II позицию.
    1-й такт. На "раз" правая ставится на полупальцы.
    На "и" левая подносится к правой назад.
    На "два" правая нога опять делает шаг во II позицию.
    На "и" прыжок на правой ноге, одновременно поворот вправо, то есть левым плечом. Левая нога подносится к правой назад, прикасаясь пяткой к щиколотке. Колено слегка согнуто. Все ученицы после этого движения должны оказаться спиной к середине круга.
    2-й такт. На "раз" левая нога делает шаг во II позицию.
    На "и" правая нога подносится к левой назад в III позицию.
    На "два" левая нога снова делает шаг во II позицию.
    На "и" прыжок на левой ноге, одновременно поворот вправо. Правая нога подносится к левой в III позицию вперед и выносится во II позицию.
    Все ученицы должны снова оказаться лицом к середине круга. Таким образом, полный поворот польки занимает два такта.

    Па польки-мазурки (для дам)
    Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Дама стоит лицом к середине круга. Рука держит платье.
    Затакт - полупальцы.
    1-й такт. На "раз" правая нога глиссирует во II позицию. Левая вытянута и отведена в сторону, носок касается пола.
    На "два" левая нога одновременно подтягивается к правой в III позицию, правая вытягивается во II позицию, не прикасаясь носком к полу.
    На "три" правая нога резким движением подтягивается к щиколотке левой сзади, сгибаясь в колене. Левая нога делает прыжок.
    2-й такт. На "раз" правая нога вытягивается во II позицию, опускаясь всей ступней на пол.
    На "два" левая проходит во II позицию. Полуповорот вправо.
    На "три" правая подтягивается к левой назад во II позицию и снова затактовое приподнимание на полупальцы. Движения второго такта стаккатирующие, отрывистые.
    Ученица должна стоять спиной к центру круга.
    3-й такт. Повторение первого такта.
    4-й такт. На "раз" левая нога вытягивается во II позицию, опускаясь всей ступней на пол.
    На "два" правая нога проходит назад. Полуповорот вправо.
    На "три" левая нога переносится назад к правой в III позицию. Ученица принимает исходное положение. Движения четвертого такта стаккатирующие, отрывистые.

    Па галопа
    Состоит из pas glisse, исполняемых вперед и назад.
    Исходное положение: III позиция.
    Затакт - полупальцы. Непрерывное pas glisse вперед. Если движение начинает правая нога, то левая быстро придвигается к правой в III позицию назад. Движение можно делать назад с левой ноги.
    Пример: два такта с правой ноги вперед, два такта с левой ноги назад.

    Pas de basque с продвижением вперед
    Исходное положение: ноги в III позиции. Правая нога впереди.
    Движение рассчитано на восемь тактов.
    Затакт - на "и" правая нога проводится носком по полу вперед
    В IV ПОЗИЦИЮ.
    На "раз" правая нога делает шаг во II позицию на Plie, тяжесть корпуса переносится на правую ногу, одновременно левая нога сейчас же подтягивается к правой через I позицию.
    На "два" левая нога делает шаг вперед, опускаясь с полупальцев на всю ступню, принимая на себя тяжесть корпуса.
    На "три" правая нога скользяще подтягивается к левой в III позицию назад.
    Движение продолжает левая нога.
    Примечание. Делая движение с правой ноги на "раз", левое плечо выносится слегка вперед. Голова повернута к левому плечу. При движении с левой ноги вперед выносится правое плечо. Голова повернута к правому плечу. Движение pas de basque делается слегка вправо и влево.

    Pas de basque с продвижением назад
    Затакт - на "и" левая нога проводится носком по полу назад в IV позицию.
    На "раз" левая нога делает шаг во II позицию на Plie, тяжесть корпуса переносится на левую ногу, одновременно правая нога сейчас же подтягивается к левой через I позицию.
    На "два" правая нога делает шаг назад, опускаясь с полупальцев на всю ступню, принимая па себя тяжесть корпуса.
    На "три" левая нога скользяще подтягивается к правой в III позицию вперед.
    Движение продолжает правая нога.
    Примечание. Делая движение с левой ноги на "раз", выносят левое плечо слегка вперед. Голова повернута к левому плечу. При движении с правой ноги вперед выносится правое плечо. Голова повернута к правому плечу.
 
О сайте    Карта сайта