на главную

          ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Денис Турпитка Змея внутри

Позвоночник

Змея внутри


Я назвал так свой воркшоп, потому что понравилось как это звучит по - английски: snake inside. Он о работе с позвоночником. Читая умные книжки, я понял, что позвоночник – это признак того, что человек является человеком. Для меня это важная тема.

Займемся мы сейчас ВМС и Бартеньефф. Они рассматривают позвоночник в терминах взаимосвязей головы и хвоста и связи разных систем тела. В медицине есть понятие позвоночный столб. ВМС говорит, что это неверная метафора. Столб – это неподвижная опора. Важен правильный образ для обозначения телесной реальности. Столб – неправильный образ. Позвоночник гибкий, подвижный, в нем 5 отделов и очень сложная система. И предлагаемая метафора – это образ подвижного нечто. Мы будем исследовать это нечто.

Это будет работа в направлении somatics (система наук от слова soma- тело. В древнегреческой культуре - это тело+душа+дух. Somatics изучает тело в его связях). В этой системе есть определенные принципы, они всеобщи для человеческого тела.. Например, один из принципов - это всеобщая взаимосвязь частей тела. Другой: внутренняя взаимосвязь частей тела ведет к внешней выразительности. Мало осознавать наличие частей, надо осознавать связи.

Мы сфокусируемся на отдельных частях и связях. Позвоночник, как любая часть тела, имеет свое отражение в душевной и социальной жизни. Есть фраза, которая одинаково звучит по-русски и по-английски: Что за бесхребетное существо!. Это социальный аспект. Нет внутренней опоры. Это характеризует человека негативно.

Многие наблюдения учителей по somatics говорят, что организация позвоночника дает четкое невербальное сообщение для других людей о состоянии (например, опущенная голова, высоко поднятая голова, выпяченный живот и т.д.)

Сейчас пару секунд на размышление и скажите, какую часть тела вы больше всего осознаете, считаете собой. Сосредоточьтесь на телесном осознании. Где вы больше всего присутствуете? Приложите туда руки.
Почти у всех – это части тела, которые находятся на периферии (руки, лицо). И мы сейчас как раз будем устанавливать связи центра и периферии.
Многие люди часто показывают на голову, у них и в движении можно видеть отделенность головы от тела. Если попросить подвигать головой, то окажется, что движется еще и шея. Сама же голова может делать только микродвижения. Существует разделение головы и тела, тела и сознания. Есть мысль, что, работая с этой темой, мы выстраиваем отношения с центром, вертикалью, той частью, которая является центральной частью беспредельного Я, всего человеческого существа.

И сейчас мы начнем.
Не двигаясь с места, переместите свое внимание на части тела, которые касаются пола. Не меняйте позу, а просто прислушайтесь. Как там распределен вес? Равномерно ли? Как вы дышите? Еще один из принципов somatics - это единство движения, дыхания и внимания. Сейчас можно поменять позу и снова прислушаться. Можно касаться не только поверхностями, но и точками, пяткой, например. Продолжая прислушиваться и менять позы, переместитесь в средний ярус. Затем можно встать и начать перемещаться по залу, сосредотачиваясь на очень простом и привычном движении – ходьбе. Как сейчас переносится вес тела?

И снова мягко уложите свое тело на пол, и представьте, что позвоночника у вас нет, а вместо него – хорда. Это цельная, упругая и гибкая нить, и она еще может скручиваться. Ощутите внутри эту упругую нить, какое качество движения появляется? Начните с микродвижений, затем с большей амплитудой, и пусть ваши движения приведут вас снова в вертикальное положение.

Появляется позвоночник – сложнейшая система из отдельных позвонков, соединенных друг с другом. Внутри позвоночника проходит канал, где течет спинномозговая жидкость. Ее пульсация очень медленная, она течет от головы к хвосту. И это один из самых главных ритмов в нашем теле. Внутри головного мозга есть полости – желудочки, соединенные с каналом. Жидкость медленно стекает сверху вниз до копчика, переходит в фасции, и затем в межклеточную жидкость. Представьте себе эту пульсацию, ощутите, какое качество движения это дает вам, как через этот ритм происходит связь головы и хвоста.

Теперь подойдем с другой стороны, с головы. И следующее упражнение, очень интегрирующее, кроме всего прочего, позволяет ощутить голову отдельно, почувствовать ее микродвижения. Лягте на пол, постарайтесь максимально уложить шею, для этого направьте подбородок вниз. Упражнение называется качание стоп. Вы просто начинаете качать стопами, и тело совершает колебательные движения вперед-назад, рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть расслаблена, а голова при этом как будто мягко говорит да. Если вы прислушаетесь, то почувствуете, что голова движется отдельно.

Один из подходов этой системы – исследование филогенеза, другой подход – онтогенез: развитие человека от клетки до взрослого состояния. Пионеры somatics выделили паттерны движений, которые связаны с движениями позвоночника, их можно наблюдать уже в утробе и при рождении, а также у совсем маленьких детей. Потом эти паттерны становятся опорой для очень многих движений.

    Сначала в утробе ребенок льнет к матке, сливается с поверхностью, при родах начинает толкать, выталкиваться. Это первый паттерн yield-push. Уже после рождения ребенок сливается с телом мамы, отдает вес, потом начинает использовать опору, чтобы оттолкнуться. Это паттерн установления кинесферы.

    Упражнение 1: 1) Сидя на пятках, руки стоят на локтях, голова макушкой на полу. Льнуть к полу и отталкиваться. Отталкиваться поочередно головой и хвостом.
    2) В парах: один партнер стоит на коленях и ладонях (низкий столик), второй упирается ладонью о его голову, потом копчик. Первый толкает руку головой и хвостом по очереди.

    Следующий паттерн появляется, когда ребенок начинает различать, что есть что-то, что не я. Тогда он начинает тянуться, стремиться, подтягиваться к чему-то (reach) и тянуть к себе (pull). Внимание уже направлено наружу, стремление движения за кинесферу. Позвоночник стремится и тянет за собой тело.

    Упражнение 2: Сидя на пятках и локтях, уперев голову в пол, начать поднимать голову и устремлять взгляд вперед, одновременно голова тянется вперед, за ней следует все тело. В обратную сторону тянемся за хвостом.

    Упражнение 3: Теперь мы соединяем оба паттерна в фразу push – reach – pull Сначала движение идет от головы, потом от хвоста.


    Упражнение 4: Пробуем лежа, какое качество движения дает использование этих паттернов во горизонтальной, саггитальной и вертикальной плоскостях.

    Танцуем, обращая внимание на то, как эти паттерны участвуют в движении, насколько в движении reach и pull вместе, иначе движение получается тяжелым и тусклым.
 
О сайте    Карта сайта