на главную

          БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Ари Суфит (Черникина Ирина)

Интервью с руководителем Школы Танца при Институте Йога Гуру Ар Сантэма Черникиной Ириной (Ари Суфит) Философия движения "ФИЛДВИ плюс" май, 2001 №5, стр.8


    - Ирина, Школа танца существует уже четыре года. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях ее работы в этом учебном году.

    -Этот учебный год оказался для нас периодом проверки всех ранее полученных знаний и навыков как в преподавании, так и в артистической деятельности. В августе 2000 года я уехала на гастроли в Египет и ученицы Московской Школы танца открывали новый учебный год без меня. Они подготовили и дали несколько концертов в Школе Йоги, после которых были набраны многочисленные группы начинающих. Коллектив не только самостоятельно работал в течение моих трехмесячных гастролей, но и занимался обучением новеньких. Этот период был плодотворным: родились новые идеи сюжетных постановок для спектаклей Театра танца, мысль о котором у нас появилась в прошлом году. После возвращения меня приятно удивила превосходная физическая форма танцующих и прекрасный психологический климат. В таком состоянии было легко давать новый материал, все схватывалось на лету. Мы приступили к освоению египетской манеры арабского танца; поставили и разучили египетский классический танец. Московская Школа танца дала благотворительные концерты в городах Электростали, Троицке и в поселке Любучаны. Теперь там организованы группы восточного танца, занятия в этих группах ведут наши старшие ученицы. Планируем в дальнейшем открытие здесь филиалов Школы танца.

    - А какие филиалы имеет Школа танца сегодня и как строится работа с филиалами?

    - Нами образованы филиалы в Харькове, Белгороде, Волгограде и Липецке. Филиал образуется по просьбе инициативной группы. Как правило, это обучающиеся в филиалах нашей Школы Йоги. На приезде в городах Учитель часто говорит о необходимости для женщин овладения искусством танца и советует начать с освоения арабского танца. Арабский танец не требует специальной хореографической подготовки, в результате занятий приобретается хорошая физическая форма, позволяющая освоить другие программные танцы. В городах я провожу трехдневные семинары-тренинги, включающие практические и теоретические занятия; совместно с инициативной группой мы разрабатываем план самостоятельных занятий обучающихся, исходя из задач развития конкретного филиала Школы танца.

    Возможна и еще одна форма сотрудничества: если количество желающих заниматься в Школе танца невелико (до 20 человек) мы приглашаем инициативную группу в Москву. Также расписывается программа обучения на период, в течение которого она выполняется на местах. Через определенное время (не реже одного раза в три месяца, в случае необходимости - чаще) мы встречаемся для подведения итогов и разработки нового плана работы.

    - Скажите, неужели за такие короткие встречи с Вами можно освоить искусство танца?

    - Пока нам сопутствует удача. Я думаю, темпы обучения во многом зависят от желания и готовности коллектива. В помощь обучающимся мы записываем видеоматериалы с уроками танца и программными танцами. Сегодня мы ориентируем обучающихся у нас в Школе танца на работу на результат: каждый период обучения заканчивается подведением итогов: концертом с демонстрацией достигнутого уровня мастерства.

    - В Вашей Школе танца кроме практических занятий по классу танца есть и теоретические уроки?

    - Конечно. Ведь Главой Школы танца является наш Учитель - Ректор Института Йога Гуру Ар Сантэма.

    Наличие духовных вибраций Учителя обусловливает стремление обучающихся у нас к самосовершенствованию. Задачей Школы танца является подготовка преподавателей танца. На теоретических занятиях мы знакомим пришедших к нам с природными законами, видением мира, философией движения, психологией мужских и женских отношений и многим другим.

    Среди специальных предметов мы проводим уроки по артистизму и режиссуре. Знания по этим предметам помогают в концертной деятельности.

    - В Школе танца занимаются не только женщины?

    - Чисто женские группы у нас только по освоению арабского танца ("танца живота"). Хотя в Харькове на семинарах по арабскому танцу присутствуют и мужчины. Некоторые из них преподают "танец живота". С одной стороны, в группах у мужчин-преподавателей "танца живота" заниматься непросто: с женщины-преподавателя легче "списывать" движения, повторяя то, что видишь. Но эта практика (при неграмотном преподавании) может заавтоматить людей. Ученицы быстро догоняют своего преподавателя, и им становится неинтересно. Они либо бросают такие группы, либо начинают своими претензиями толкать преподавателя вперед, чтобы было с кого "списывать" движения дальше. Есть и те, кто начинает самостоятельный поиск, двигаясь не по горизонтали (за новыми элементами), а копая вглубь, самостоятельно придумывая новые связки на основе имеющегося арсенала. Задачами наших преподавателей является воспитание этого качества у занимающихся. В мужском варианте преподавания "танца живота" творчество развивается по ходу освоения техники: просто скопировать мужской вариант показа элементов арабского танца недостаточно. Приходится думать, как придать показанной форме женственность, гармоничность и законченность. Это позволяет наработать свой опыт, свое умение и заложить это в опыт души (буддхи).

    - Какие еще программные танцы преподаются в Вашей Школе?

    - Обязательными для ознакомления являются арабские, цыганские, ирландские, русские, испанские, индийские, а также бальные танцы.

    Знакомство с этими танцами позволяет выявить их стержневые законы, освоить различные состояния, язык жестов и поз, понять сакральный смысл. И в этом проявляется особенность нашей Школы танца: мало освоить технику танца, научиться красиво двигаться, работать с ритмом и разными стихиями в танце. Любой танец несет определенную информацию, т.е. важно содержание. Через формы в танец закладываются определенные законы. Чем выше духовный уровень танцующих, тем более высокие вибрации они могут пропустить через себя. Все время возникает потребность в изучении себя, приобретении новых знаний и осознании имеющегося опыта.

    - На какой срок, при такой обширной программе по танцам и общеобразовательным предметам, рассчитано обучение в Вашей Школе танца? Какие документы Вы выдаете по окончании обучения?

    - Обучение в Школе танца рассчитано на три года. По результатам обучения выдается диплом о среднем специальном образовании, дающий право преподавательской и артистической деятельности. В настоящее время мы занимаемся подготовкой преподавательского состава Школы танца. Сегодня мы не имеем возможности набрать всех желающих для трехгодичного обучения по разработанным программам. Школа танца находится на самоокупаемости, мы нуждаемся в финансовой поддержке спонсоров или меценатов - людей, заинтересованных в возрождении культуры и духовном совершенствовании нации.

    - Скажите, есть ли возрастные ограничения при приеме в Вашу Школу?

    - В нашу Школу мы принимаем всех желающих без каких-либо ограничений. У Души нет возраста. У каждого - свое время заняться самосовершенствованием. Начинать никогда не поздно. Было бы желание. При создании групп обучающихся учитываются физическое состояние и особенности возрастной психологии. Хотя мы советуем заниматься в одной группе детям и родителям, у нас есть и чисто детские группы. На таких занятиях кроме освоения техники танца решаются задачи гармонизации взаимоотношений. Девочкам, обучающимся у нас, легче осознать особенности подросткового периода.

    - А с какого возраста можно приводить девочку на занятия арабскими танцами?

    - Дело, опять же, не в возрасте. Как только малышка проявит интерес к танцам, ведите ее к нам. Пусть сначала присутствует на занятиях столько, сколько ребенку по силам. Главное, чтобы в следующий раз захотелось прийти вновь. А вообще, как не раз говорил Учитель, девочку надо воспитывать Женщиной уже с момента зачатия. Овладение искусством арабского танца этому способствует.

    Уж если у нас начались возрастные вопросы, скажу Вам, что самой маленькой танцовщице, когда ее привели к нам было 2,5 года, а самой Мудрой ученице - 72 года. Вот такой у нас размах!

    - Скажите, а как помогают Вам в танцах занятия йогой?

    - Танцы - это йога в движении. Кроме философии йоги, мы используем много йоговских гимнастик, хорошо снимающих напряжение после интенсивных тренировок, учимся правильно дышать, занимаемся очищением организма. Танцы, как и йога, помогают обрести внутренний стержень. У мужчин стержень - ответственность за Природу, за женщину. Для женщин же главное - осознать, что она - единственная и неповторимая, что такой как она нет больше на белом свете. И здесь нет места соревновательности. А помочь женщине в понимании этого должен ее мужчина.

    - Как правило, в Школы танца не берут людей с отклонениями в здоровье. Какой подход у Вас?

    - Мы принимаем всех желающих. Группы формируются по силам. Конечно, если у приходящих к нам есть серьезные проблемы в состоянии здоровья, различного рода патологии, мы рекомендуем пройти консультации целителей ИЙГАС.

    - Какие практические наработки дают занятия танцами? Как их можно использовать в повседневной жизни?

    - Научиться танцевать - не самоцель. Мы учимся через танец, через движение чувствовать свое тело, относиться к нему с любовью и уважением. Принять свое тело, принять себя, принять свою жизнь такой, какая она есть. Принять и полюбить. Научиться относиться к жизни как к танцу. Радость от движения - вот Главный смысл танца. У каждого Человека свой танец, своя музыка, звучащая внутри, своя хореография. Нет смысла танцевать чужой рисунок. Важно услышать свою музыку и следовать ей. Творя танец, мы творим себя, выражая красоту своих чувств, красоту своего тела, своей личности. Мы учимся жить в состоянии Красоты.

    Каждый из изучаемых нами танцев при овладении им преподносит нам свои дары.

    Так, арабский танец - это символ женственности, и каждой женщине он дарит красоту, силу, здоровье.

    Арабский танец показывает, что Женщина может быть прекрасна в том физическом теле, которое она имеет, при умении управлять своим телом. Это - отражение Природы Женщины, ее самовыражение. Арабский танец - это связь с мировым Женским началом, источник магической женской власти над мужчинами.

    Юной деве танец помогает раскрыться, зрелой - сохранить стройность, остаться молодой. Женщина в арабских танцах как цветок: пышущий, ароматный, манящий, притягивающий. Танцуйте, и вы будете красивы, желанны и любимы.

    Испанский танец помогает наработать чувство внутреннего достоинства и значимости. Движения в танце четкие, страстные. Независимость и гордость отражаются в осанке: испанский танец не станцуешь с кривой спиной и мягкими руками. В душе у танцующих буря, огонь, а внешне - подтянутость, собранность. Все чувства подчинены воле.

    Цыганский танец. Цыгане - народ независимый, вольный, свободный и своенравный. Таковы они и в танце. Хочу - люблю (да так, что без остатка, всей душой), хочу - брошу. Движения в танце зажигательные, раздольные. В женских партиях ярко виден стержень: "Я единственная, другой такой нет". Нарабатывается самодостаточность. О цыганках говорят: "Шипы и розы". С одной стороны, она гордая и прекрасная как цветок, с другой - дотронься неосторожно и уколешься.

    Русские танцы. В танцах присутствует широта души, удаль, жажда жизни здесь и сейчас. Это коллективные танцы. Славятся русские танцы хороводами. Хороводы имеют центром сахасрару. Головной убор подчеркивает центр, центр вне тела, все движения являются продолжением макушки. В хореографическом рисунке танца часто присутствует круг. Круг - это символ мира. Для того чтобы воцарились порядок и гармония, нужен центр, вокруг которого все могло бы вращаться, так как это точка, концентрирующая все силы. В хороводе все связаны центральной нитью. Те, кто не связан с центром, не получают жизненных потоков, мало-помалу слабеют. Важно найти центр в своем теле. Пока держишь связь со своим центром (т.е. Духом) - все тело работает в гармонии. Если у Вас есть Учитель и Вы не воспринимаете его как проявление Духа, он не сможет дать Вам ничего, даже если у него есть все возможности для этого. Он будет помогать другим; если Вы закрыты в его направлении, все посланное им будет отброшено. Ищите связь с Вашим Центром.

    Ирландские танцы - чувство ритма, чувство "локтя". Движения синхронные, яркие, огненные.

    Индийские танцы символичны, каждое движение несет смысловую нагрузку, сюжет, это танец-разговор. Индийские танцы носят фольклорный или ритуальный характер. Важно уметь расшифровывать ключи, понимать язык жестов и поз.

    Бальные танцы предполагают обязательное взаимодействие мужского и женского начал, в них много законов взаимоотношений в паре. Классические европейские танцы учат аристократизму. Латиноамериканские танцы темпераментны и эротичны. В бальных танцах ведет партнершу Мужчина, неся ответственность за пару. Женщина украшает пару. Если в паре нет гармонии, сходного темперамента, - танец невыразителен.

    - Ирина, Вы говорите о том, что в каждом танце есть сакральный (скрытый) смысл. Не могли бы Вы пояснить это?

    - Танец существует столько, сколько существует Человек. У каждого народа - свой танец, отражающий характер и обычаи носителя. В одних случаях танец выступает в качестве языка общения, в других как ритуал, в третьих - в качестве яркого шоу.

    Говоря о сакральном смысле, мы имеем в виду обрядовые танцы, которые отражают традиции, корневые особенности народа. Танец может стать ключом к пониманию сути обряда, через эмоционально-чувственное восприятие движений можно овладеть глубинными знаниями.

    Вы читали роман С. Петухова "Измена"? Автор пишет о временах язычества. Распространенным обрядом этого времени были любовные игрища-коловоды на Велесов день. Считалось, чтолюбовь на виду у всех придает силы мужчине и плодовитость женщине. Обряд начинался с удалых танцев. Разгоряченные плясками мужчины и женщины сбрасывали с себя одежды, оставаясь в одних украшениях и амулетах (женщины), мужчины оставляли себе ножи и короткие мечи на поясах. Участники сходились в хороводе в два кольца - внутреннее женское и внешнее мужское. Кольца в танце сходились и расходились, сближались и отдалялись друг от друга, кружились то в одну, то в другую сторону. А потом совсем сжалось женское кольцо - одна к другой, в плотный кружок-коло. И настигло тут его внешнее кольцо, мужское, надавило извне, обступило, прижалось вплотную. И каждый вой встал позади жены, обнял ее. А жены рук не расцепили, но разом, подчиняясь чарующим звукам гудков и свирелей, пританцовывая на месте в такт гулким звукам, поклонились кострищу низко, в пояс, в ноги, в землю. Да так и застыли, чуть содрогаясь и приплясывая. Теперь это было одно кольцо, двигающееся в одном ритме. Ритм ускорялся, заставляя кольцо сокращаться все быстрее и быстрее. И не было пока тех, кто не выдерживал бы бешеной любовной гонки. Это были настоящие мужчины, бойцы, воины, любовники и настоящие женщины, сознающие свою власть и силу, свои чары и могущество незримое. Это было торжество чистой и сладостной, незапятнанной и самой настоящей любви. Казалось, сам бог жизни и наслаждения, бог чистых помыслов и открытого высокого достоинства Кополо вселился в каждого участника коловода, сделал его неистовым и одержимым. И сопротивляться всемогущему богу было бессмысленно. Подчиняясь новому ритму, живое кольцо распалось на два прежних кольца, мужское и женское. С каждым ударом мужское кольцо перемещалось по кругу, ровно на один шаг, и. вместе с этим шагом, мужские звенья сливались с новыми женскими, ведь кольцо жен не сдвигалось, оно по-прежнему было склонено в молитвенной позе к кострищу, к богу Кополо. Теперь каждый мужчина хоть на миг, на секунду становился обладателем каждой женщины коловода, а каждая из женщин чувствовала, что она не обойдена вниманием и любовью ни единого мужчины. И это было торжество рода, торжество общности любящих друг друга людей".

    Вот такая интерпретация сути хоровода. Безусловно, чтобы познать сакральные смыслы изучаемых нами танцев, необходимы знания истории и культуры носителей танца. Это побуждает нас к расширению кругозора.

    - Ирина, Вы долго проработали в Египте. Что нового Вы открыли для себя в искусстве арабского танца после этой поездки?

    - Мне стал более понятен менталитет египтян, поэтому стала ближе египетская манера исполнения "танца живота". Египтяне считают себя родоначальниками арабского танца. Как они утверждают, в Древнем Египте этот танец исполняли посвященные жрицы в поклонения богам. То есть в этот временной период "танец живота" носил ритуальный характер. Этот исторический отпечаток несет на себе египетская манера танца и сегодня. Танцующие работают на небольших площадках (танец на одной точке позволяет работать "на потоке"), исполнительница погружена в свое внутреннее состояние (глаза прикрыты, губы что-то шепчут). Все это непохоже на европейскую манеру исполнения, где имеет большую роль умение работать с публикой в течение всего многочасового шоу. Артистизму египетские танцовщицы учатся у нас.

    Движения в египетской манере арабского танца очень мелкие, все элементы выполняются на трясках в состоянии полного расслабления. Умение релаксироваться в любой ситуации - сиддха египтян. Порой поражает их жизнеутверждающий, позитивный настрой.

    В Египте у большинства абсолютный слух. При исполнении танца важна оттанцовка мельчайших деталей музыки, предпочтение отдается исполнению классических обработок. Работа в Египте привлекательна возможностью выступлений под живой оркестр, это позволяет творчески импровизировать по ходу всего шоу. Сливаясь с музыкой, пропуская ее через себя, попадаешь в другое пространство и время. Очень любопытное состояние.

    - Школа танца создана при Институте Йога Гуру Ар Сантэма. В чем сотрудничество Ваших структур?

    - Школа танца приглашает для проведения теоретических и практических занятий ведущих специалистов Института. При преподавании философии, видения мира, психологии мы опираемся на разработки Института в этих вопросах. Институт помогает нашим танцорам наработать артистизм, нас часто приглашают для выступлений на институтских балах. Институт предоставляет нам помещение для проведения занятий.

    Мы, в свою очередь, делимся с преподавателями Института всей новой информацией, которую получаем после зарубежных поездок и в результате сотрудничества с нашими филиалами в других городах, т.е. Школой танца осуществляется поддержание всех внешних связей. При проведении концертной деятельности мы занимаемся рекламой работы нашего Института по многим направлениям.

    - Ирина, а как Вы относитесь к тому, что Ваши ученицы работают в ресторанах и ночных клубах, демонстрируя там свои таланты?

    - Это их выбор. Этот род занятий приносит материальный доход, который необходим для вложения в танцевальную деятельность. Энергетическая плата за приобретение опыта работы в ресторанах высока. Как правило, как только девушки увлекаются ресторанной работой, они перестают посещать занятия в Школе, не участвуют в жизни коллектива, не работают на наших концертах (которые у нас благотворительные). У них не хватает на это сил и времени. Они выбирают себе другое направление развития. И это их право. Конечно, танцовщицам, не поддерживающим Школу танца, а лишь пользующимся ее энергетической защитой и теми знаниями, которые им были переданы, есть о чем подумать. Ведь каждый собирает те плоды, которые сеет сегодня.

    - Расскажите, пожалуйста, об успехах в Филиалах Школы танца в других городах.

    - Каждый Филиал как Ребенок. Пока маленький - не нарадуешься. Порой пора ехать в город с семинарами, а сил нет. Вспомню учениц - глаза горят, желание освоить искусство танца огромное и силы появляются от ощущения нужности им. Говорят, маленький ребенок - маленькие проблемы, большой - большие. Так и у нас. Пока осваивает город искусство танца - все идет легко. Все находятся в состоянии радости, чуда, творческого подъема. Освоили азы, отвыступали с концертами, отшумел первый успех, и начинаются трудовые будни. Обнаруживается, что для дальнейшего продвижения в танцах, необходима огромная внутренняя работа по изменению себя, своего отношения к окружающим. Иначе невозможно сложить команду. А сила команды оценивается по возможностям слабых. Хочешь чтобы дело пошло, - научись отдавать, не требуя наград. Начинается Рост. А какой же рост без шишек и слез? Учимся ценить друг друга, быть благодарными, уважать единственность и неповторимость каждой из нас. Переживаем обиды, амбиции и капризы. Радуюсь и огорчаюсь вместе с ученицами. За ошибки люблю их еще крепче. Отрабатываем все, что нужно отработать для этого уровня и - новый успех, новые награды, новые возможности. Поднимаемся на новую ступеньку и опять возникает необходимость работы над собой, чтобы удержаться на этой вершине.

    Филиалы у Школы танца очень сильные. Каждый, как алмаз, светится своим неповторимым светом. У каждого своя сиддха. Я мечтаю о встрече моих учениц и создании Театра танца.

    - Ирина, в Институте, как мы слышали, все руководящие должности занимают мужчины. Не мешает ли Вам в наработке женских качеств то, что Вы являетесь руководителем такой Школы?

    - Во-первых, у любой гармонично развитой женщины кроме 70% женского есть и 30% мужского. Об этом я не забываю.

    Во-вторых, мне кажется, важно свое отношение к любой роли, которая на тебя возлагается. Я себя больше воспринимаю как Украшение Школы танца. Я занимаюсь только текущей работой: проведением занятий, совершенствованием методик преподавания, организацией концертов. Все стратегические вопросы развития Школы танца осуществляются Главой Школы танца, нашим Учителем. Мы лишь помогаем Учителю в этом.

    - Ирина, и последний вопрос: считаете ли Вы себя счастливым Человеком и что бы Вы хотели пожелать Вашим Ученикам?

    - В моей жизни сегодня есть главные вещи, и я ощущаю свою целостность. Что касается пожеланий: стихия нашей Вселенной - Любовь. Я желаю Всем обрести состояние Любви и научиться жить в нем.

    Думаю, это поможет решить все проблемы.



Ссылка - http://www.santem.ru/chakrams/fildvimag.php